Новость дня
Вход
Регистрация
Новости
 
Тюменские общественники выступили против закона о «насилии над семьей»
10 января 2020 г.

Круглый стол по обсуждению проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ» состоялся на площадке Общественной палаты Тюменской области. В результате обсуждения участники признали закон несостоятельным с юридической и антинародным, и приняли соответствующую резолюцию. Кроме того, на мероприятии тюменские общественники первые примкнули к всероссийскому «Семейному фронту».

О создании федеральной общественной организации «Семейный фронт» заявил в рамках круглого стола руководитель тюменского регионального отделения общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» Игорь Ракша. Он отметил, что эта организация создана для защиты духовно-нравственных ценностей, защиты русских семей. Многие присутствующие захотели поддержать и вступить в «Семейный фронт», ведь необходимо консолидироваться против либеральной агрессии, которая ударяет в сердце, основу нашей страны – в семью и веру. Настало время перестать мериться амбициями с другими общественными организациями, а объединиться и идти слаженным фронтом против агрессии, которая координируется извне.

Настрой и посыл круглому столу был задан – задача не «хайпануть» на скандальном законопроекте и не преследовать личные интересы, а сплотиться и выработать грамотную четкую позицию региона по вопросу, от которого зависит будущее Родины.

В обсуждении приняли участие представители Института государства и права Тюменского государственного университета, уполномоченные по правам человека и по правам ребенка в Тюменской области, члены регионального отделения Всемирного русского народного собора, руководитель Тюменского родительского комитета, представители общественных организаций «Милосердие», «Покров», Фонда поддержи национальных традиций «Отчий дом», юристы, работники СМИ, настоятель храма в честь Святителя Николая отец Григорий, мусульманское сообщество и многие другие. Круглый стол был инициирован тюменским региональным отделением общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» и Собором многодетных семей Тюменской области.

«Мы все здесь против насилия в семье. Но этот закон даже не рассматривает то насилие, которое подпадает под состав уголовного или административного преступления, он акцентирует внимание на психологическое и экономическое насилие. Важно разобраться в прописанных в этом законе субъектах, и разобраться, кому закон на самом деле выгоден. Помимо госучреждений, которые занимаются защитой интересов семьи и ребенка, в законе прописаны общественные некоммерческие организации (НКО). Дело в том, что после принятия закона об иноагентах они перестали получать финансирование с Запада. И теперь они умело пишут заявки, гранты, чтобы получать от государства деньги и тратить их на его же развал, преследуя личные, чисто меркантильные интересы. Также НКО в рамках своих функций настолько затерроризировали государство и силовые структуры, что они уже боятся общественников. Мы считаем, что нужно бороться с основными причинами насилия – алкоголизмом и наркоманией. И дать органам правопорядка спокойно работать в рамках действующего законодательства и контролировать его исполнение. А этот закон – в корне антинародный и антисемейный», - выступил Игорь Ракша.

Председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев отметил, что необходимо обменяться мнениями по поводу проекта ФЗ «О семейно-бытовом насилии».

«В обществе идет активное обсуждение, дискуссия состоялась на площадке Общественной палаты РФ, высказалась Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова. В Тюменской области прошло профессиональное юридическое обсуждение этого закона в Институте государства и права ТюмГУ. Внушительный состав участников круглого стола позволит выработать консолидированное мнение. Мы говорим о необходимости принятия или отклонения законопроекта, приводим конструктивные аргументы, обсуждаем недостатки и положительные моменты».

Геннадий Чеботарев как профессиональный правовед, доктор юридических наук, профессор, высказал и свою позицию: если даже отбросить моральные вопросы, которые поднимаются в явно антисемейном законе, с юридической точки зрения документ имеет много несостыковок, пробелов, дыр, которых в законе просто быть не должно.

Заведующая кафедрой гражданского права и процесса Института государства и права Тюменского государственного университета Наталья Краснова дала юридическую характеристику проекту закона о семейно-бытовом насилии и подчеркнула, что в законе множество юридических изъянов. По словам эксперта, проблема насилия действительно актуальна. По части супружеских отношений в качестве правоприменителей недорабатывают участковые. Специалист подчеркнула, что механизм защиты граждан уже существует, но работает с большими сбоями. Отдельная проблема содержится в отношениях детей и женщин.

«На сегодняшний день семейный кодекс РФ содержит все необходимые инструменты для немедленного реагирования на ситуации, угрожающие жизни и здоровью – это 77 статья, которая предполагает изъятие ребенка из семьи при наличии такой ситуации. Однако она не работает, так как процесс её реализации сложен, а органы опеки должны заниматься профилактикой, и, таким образом, им невыгодно принимать решение об отчуждении ребенка, так как это подчеркивает их недоработку. То есть проблема в неграмотном применении действующих инструментов и в человеческом факторе, и актуальность существует», - отметила Наталья Краснова.

Но эксперт подчеркнула, что, по сути, закон о профилактике семейно-бытового насилия уже существует и содержится в статье 3 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Более того, в самом начале обсуждаемого законопроекта содержатся юридически неверные определения: семейно-бытовое насилие квалифицируется как вид насилия, которое не подчиняется ни административному, ни уголовному законодательству, чего не может быть, так как насилие – уже правонарушение.

«Закон не содержит никакой корреляции с действующим законодательством и даже противоречит ему. К примеру, вынесли отцу семейное предписание не приближаться к жене. Но он имеет, согласно Семейному кодексу, право общаться с детьми. Как быть в такой ситуации, закон не объясняет. Также очень широк простор для злоупотреблений по части лишения родительских прав. Может дойти до абсурда: родитель отказался отпустить ребенка к другу, а в итоге у него за это могут отобрать родительские права. Остается непонятным, где находится сфера применения данного закона», - резюмировала специалист.

Председатель правления Тюменского областного родительского комитета Эдуард Коргожа отметил, что, согласно внутренней статистике МВД, после декриминализации побоев значительно снизилось количество тяжких преступлений в семьях, так как правоохранителям легче привлечь дебошира к административной ответственности, нежели к уголовной, и люди перестали чувствовать себя безнаказанными.

«В этом законе вообще нет и речи о реальном насилии. Он юридически не состоятелен и дает неразрешимые противоречия, пытаясь подменить собой существующие кодексы. А самое страшное, что он вводит «презумпцию вины» и нарушает конституционные права на воспитание детей и на жилище. К примеру, дали человеку предписание 30 дней не приближаться к жене. А где тогда ему жить? И как воспитывать ребенка? Но самое главное, что закон этот концептуально противоречит российскому укладу. По нему, чтобы помирить, нужно семью разлучить, чтобы некие люди проводили профилактические беседы. Да мы сами же помиримся! Но закон это не учитывает! В странах, где действует подобный закон, катастрофические проблемы в семьях. Таким образом, закон противоречит стратегическим целям России и вреден для демографии. Поэтому его нельзя принимать ни в каком виде», - поделился мнением Эдуард Коргожа.

Юрий Рябцев, директор Центра общественного контроля «Оберег», отметил, что закон был опубликован на сайте Совета Федерации для начала общественной дискуссии и отвлечения от принятия других законов и направлен, по сути, на внедрение в правоприменительную практику закона «О социальном обслуживании».

«В законе много непонятного, он противоречит принципам нашего законодательства. К примеру, нарушителем является «лицо, достигшее 18 лет». Но нередко в семьях подростки третируют бабушек, дедушек, инвалидов. Получается, что они могут применять насилие и не подлежать ответственности. Во-вторых, размывается широта полномочий. Так, в 12 статье упоминаются некие «органы социальной защиты». Но зачем это, ели есть 34 статья Гражданского кодекса, которая устанавливает органы опеки и попечительства, в Тюмени это департамент социального развития и его подразделения. А закон создает коррупциогенные факторы. Но самое страшное, что поводом для применения закона является «обращение гражданина, которому стало известно», - высказался Юрий Рябцев.

Против принятия закона выступили и представители женского движения при центральном духовном управлении мусульман России. Представляющая движение Наталья Керженцева отметила, что данный законопроект вмешивается в дела семьи и в отношения между родителями и детьми, разрушая доверие, а бороться надо с причинами насилия - отсутствием духовно-нравственного воспитания.

Мнение православного клира выразил священник храма в честь Святителя Николая Григорий Мансуров. Отец Григорий выступил категорически против всякого насилия в семье и против вторжения в семейное пространство под любыми предлогами. По его словам, не нужно вторгаться в семейные отношения, так как это лишь ухудшит ситуацию.

«Те, кто выступает за принятие этого закона, - это разрушители России, разрушители семьи, которые хотят ослабить нашу страну и сделать её неконкурентоспособной», - заявил Константин Чистаков.

Уполномоченный по правам человека в Тюменской области Сергей Миневцев поделился, что он как бывший врач-реаниматолог был свидетелем самых разных семейных конфликтов, в том числе, когда супруги сначала ругаются и дерутся, вплоть до реанимации, а потом мирятся и живут вместе долгие годы в любви и согласии. «Милые бранятся – только тешатся», - есть такая пословица. А где та грань, когда надо бить тревогу и разводить тревогу? Это непростой вопрос.

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов подчеркнул, что нужен не новый закон, а совершенствование уже имеющихся, и что, когда семейное насилие уже произошло, необходимы немедленные действия и ограничительные меры.

По итогам круглого стола участники единогласно приняли общую резолюцию. Совету Федерации, Государственной думе РФ и правительству Тюменской области в ней рекомендовано отклонить проект закона «О профилактике семейно-бытового насилия» как нарушающий уже действующие нормы российского законодательства и «посягающий на конституционные права граждан».

 

Наши друзья